Севрюкова Е.В.

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2

 

 

Тема: «Декабристы на Кубани».

 

Становясь поневоле участниками военных действий на Кавказе,

декабристы не только по своей доброй воле, но и в силу своих

лучших чувств и стремлений делались кавказоведами.

М.О.Косвен.

 

Цель урока:

ü      познакомить учащихся с деятельностью декабристов на Кубани;

ü      учащиеся должны сформировать собственную оценку деятельности декабристов, их вклада в развитие Черномории и Кубани.

Задачи:

Ø      формирование исторического знания о деятельности декабристов на Кубани, о том как их деятельность оценивается историками;

Ø      формирование умений прослеживать причинно-следственные связи; дальнейшее формирование навыков анализа и синтеза дополнительного материала, выделение главных и второстепенных фактов;

Ø      продолжить формирование работы в малой группе (навыки социализации), выражать собственное мнение (развитие монологической речи), аргументировать, работать с дополнительной литературой;

Ø      работа с контурной картой с целью укрепления знаний о географических объектах Краснодарского края в изучаемый период времени и соотнесение их с современными.

 

 

Структура занятия.

 

Этап

Формы и методы

время

 

 

Просмотр отрывка из фильма «Звезда пленительного счастья» (начало восстания на Сенатской площади»

Постановка вопроса:

- о каком событии идет речь?

- когда оно произошло?

1 мин.

 

 

 

2 мин.

Учащиеся подводятся к теме урока, вспоминают о событиях 14.12.1825 г. и их последствиях (задействуется зрительная, слуховая память, частично субъектный опыт)

Введение.

Объяснение учителя, который по ходу ставит проблемные вопросы, требующие обсуждения.

- Почему Николай 1 не захотел смягчить наказание декабристам?

- Как вы считаете,  почему декабристов ссылали на Кавказ и Сибирь?

3 мин.

 

 

 

2-3 мин.

Учащиеся знакомятся с  целями и задачами урока, смогут показать и дальше развить свое умение анализа ситуации, аргументировать свою точку зрения при ответе на проблемные вопросы.

1-й

Слушание и обсуждение задания; работа группами; исследовательский и аналитический методы.

10-12 мин.

Учащиеся анализируют предложенный научный текст, задействуют свои творческие способности, приобретают навыки работы в малой группе (социализация).

2-й

Выступление групп, обсуждение выводов.

5-6 мин.

Развитие монологической речи, умения работы с картой (географические объекты Краснодарского края в изучаемый период)

Заключение.

Беседа, обсуждение на поставленный вопрос (связан с эпиграфом)

4-5 мин.

Учащиеся с помощью учителя сумеют сформулировать выводы.

 

Оценка работы учащихся на уроке и д/з.

1 мин.

 

 

 

ХОД УРОКА.

 

1.      Оргомент (приветствие, предложение просмотреть предлагаемый отрывок из фильма «Звезда пленительного счастья»).

2.      О каком событии идет речь? (Восстание декабристов на Сенатской площади; вывод войск на Сенатскую площадь; начало восстания).

Когда оно произошло? (14.12.1825 г.)

3.      Совершенно верно, в этом сюжете идет речь о восстании декабристов 14 декабря на Сенатской площади. Восстание дворянских революционеров потерпело поражение. Царское правительство сурово расправилось с мятежниками. 5 декабристов были повешены 13 июля 1826 г. Другие – свыше 100 человек – сосланы в Сибирь. На Кавказ было сослано и переведено из Сибири 83 разжалованных офицера и около 3 тыс. солдат, принимавших участие в восстании. Ссылка декабристов на Кубань продолжалась с 1826 по 1848 гг.

- Как вы считаете, почему царское правительство отправляло в ссылку именно в Сибирь и на Кавказ? (тяжелые условия жизни и суровый климат в Сибири; военные действия на Кавказе и освоение вновь присоединенных земель – возможно не выживут).

- Почему Николай 1 не захотел смягчить наказание декабристам? (чтоб другим было «не повадно», страх – все-таки выступили дворяне)

4.      (на фоне кубанской музыки)

- Чтобы чувствовали вы, оказавшись на мете декабристов? Как поступили бы?

(ребята высказывают своё мнение)

Историк М.О.Косвен отмечал, что декабристы «попав в новую для них страну, в среду незнакомых им дотоле народов, в окружение другой культуры, проникаются горячим деятельным стремлением познать, изучить эту страну, её прошлое, жизнь и быт её народов, их своеобразную и глубоко привлекательную культуру».

Хорошо образованные, люди высокой духовной культуры и офицерской чести, декабристы не только с достоинством исполняли свой воинский долг, но и внесли большой вклад в развитие нашего края. Перед нами сегодня стоят следующая задача:

- познакомившись с дополнительной информацией о декабристах и материалом учебника (с.130), а так же атласом по истории Кубани дать ответы на следующие вопросы:

1. Что можно сказать о вкладе декабристов в развитие Черномории и Кубани?

2. Когда они прибыли на Кавказ?

3. Где декабристы жили, бывали? (населенные пункты соотнести в картой).

4. Как они оценивали события Кавказской войны?

(прокомментировать, что нужно правильно построить работу в группах)

 

5.      Работа в группах.

6.      Выступление учащихся у доски.

7.      Подведение итогов + внимание на эпиграф (согласны или нет, почему).

8.      Д/З  : с.130 + назвать декабристов, не прозвучавших на уроке (не названы были 6 из 24).

Тяжелейшие условия солдатской жизни, бесправное положение не сломили декабристов. Они до конца дней оставались верными своим идеалам справедливости и равноправия и старались своей практической деятельностью преобразить наш край, способствовали развитию материальной и духовной культуры народов Северного Кавказа.

 

Hosted by uCoz