Севрюкова Е.В.
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 2
Тема:
«Декабристы на Кубани».
Становясь поневоле участниками военных действий на Кавказе,
декабристы не только по своей доброй воле, но и в силу своих
лучших чувств и стремлений делались кавказоведами.
М.О.Косвен.
Цель урока:
ü познакомить учащихся с деятельностью декабристов на Кубани;
ü учащиеся должны сформировать собственную оценку деятельности декабристов, их вклада в развитие Черномории и Кубани.
Задачи:
Ø формирование исторического знания о деятельности декабристов на Кубани, о том как их деятельность оценивается историками;
Ø формирование умений прослеживать причинно-следственные связи; дальнейшее формирование навыков анализа и синтеза дополнительного материала, выделение главных и второстепенных фактов;
Ø продолжить формирование работы в малой группе (навыки социализации), выражать собственное мнение (развитие монологической речи), аргументировать, работать с дополнительной литературой;
Ø работа с контурной картой с целью укрепления знаний о географических объектах Краснодарского края в изучаемый период времени и соотнесение их с современными.
Структура занятия.
Этап |
Формы и методы |
время |
|
|
Просмотр отрывка из фильма «Звезда пленительного счастья» (начало восстания на Сенатской площади» Постановка вопроса: - о каком событии идет речь? - когда оно произошло? |
1 мин. 2 мин. |
Учащиеся подводятся к теме урока, вспоминают о событиях 14.12.1825 г. и их последствиях (задействуется зрительная, слуховая память, частично субъектный опыт) |
Введение. |
Объяснение учителя, который по ходу ставит проблемные вопросы, требующие обсуждения. - Почему Николай 1 не захотел смягчить наказание декабристам? - Как вы считаете, почему декабристов ссылали на Кавказ и Сибирь? |
3 мин. 2-3 мин. |
Учащиеся знакомятся с целями и задачами урока, смогут показать и дальше развить свое умение анализа ситуации, аргументировать свою точку зрения при ответе на проблемные вопросы. |
1-й |
Слушание и обсуждение задания; работа группами; исследовательский и аналитический методы. |
10-12 мин. |
Учащиеся анализируют предложенный научный текст, задействуют свои творческие способности, приобретают навыки работы в малой группе (социализация). |
2-й |
Выступление групп, обсуждение выводов. |
5-6 мин. |
Развитие монологической речи, умения работы с картой (географические объекты Краснодарского края в изучаемый период) |
Заключение. |
Беседа, обсуждение на поставленный вопрос (связан с эпиграфом) |
4-5 мин. |
Учащиеся с помощью учителя сумеют сформулировать выводы. |
|
Оценка работы учащихся на уроке и д/з. |
1 мин. |
|
ХОД УРОКА.
1. Орг.момент (приветствие, предложение просмотреть предлагаемый отрывок из фильма «Звезда пленительного счастья»).
2. О
каком событии идет речь? (Восстание
декабристов на Сенатской площади; вывод войск на Сенатскую площадь; начало
восстания).
Когда оно произошло? (14.12.1825 г.)
3.
Совершенно верно, в этом сюжете идет речь о восстании
декабристов 14 декабря на Сенатской площади. Восстание дворянских
революционеров потерпело поражение. Царское правительство сурово расправилось с
мятежниками. 5 декабристов были повешены 13 июля
- Как вы
считаете, почему царское правительство отправляло в ссылку именно в Сибирь и на
Кавказ? (тяжелые условия жизни и суровый
климат в Сибири; военные действия на Кавказе и освоение вновь присоединенных
земель – возможно не выживут).
- Почему
Николай 1 не захотел смягчить наказание декабристам? (чтоб другим было «не повадно», страх – все-таки выступили дворяне)
4. (на фоне кубанской музыки)
- Чтобы чувствовали вы, оказавшись на мете декабристов? Как поступили бы?
(ребята высказывают своё мнение)
Историк М.О.Косвен отмечал, что декабристы «попав в новую для них страну, в среду незнакомых им дотоле народов, в окружение другой культуры, проникаются горячим деятельным стремлением познать, изучить эту страну, её прошлое, жизнь и быт её народов, их своеобразную и глубоко привлекательную культуру».
Хорошо образованные, люди высокой духовной культуры и офицерской чести, декабристы не только с достоинством исполняли свой воинский долг, но и внесли большой вклад в развитие нашего края. Перед нами сегодня стоят следующая задача:
- познакомившись с дополнительной информацией о декабристах и материалом учебника (с.130), а так же атласом по истории Кубани дать ответы на следующие вопросы:
1. Что можно сказать о вкладе декабристов в развитие Черномории и Кубани?
2. Когда они прибыли на Кавказ?
3. Где декабристы жили, бывали? (населенные пункты соотнести в картой).
4. Как они оценивали события Кавказской войны?
(прокомментировать, что нужно правильно построить работу в группах)
5. Работа в группах.
6. Выступление учащихся у доски.
7. Подведение итогов + внимание на эпиграф (согласны или нет, почему).
8. Д/З : с.130 + назвать декабристов, не прозвучавших на уроке (не названы были 6 из 24).
Тяжелейшие условия солдатской
жизни, бесправное положение не сломили декабристов. Они до конца дней
оставались верными своим идеалам справедливости и равноправия и старались своей
практической деятельностью преобразить наш край, способствовали развитию
материальной и духовной культуры народов Северного Кавказа.