Программа кафедры «Одаренные дети»

по русскому языку и литературе

Составитель –Климова Н.В.,учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Горячий Ключ, 2006 год

Рецензия.

Программа кафедры, составленная Климовой Н.В., предусматривает углубленную подготовку учащихся по русскому языку и литературе.

Программа также включает темы смежных дисциплин, таких как «Стилистика речи» , «Журналистика» и т.д.

Данная программа направлена на освоение литературной культуры, грамотного письма; воспитание любви к родному языку и литературе, а также развитие творческих способностей детей.

Программа кафедры способствует расширению языкового и литературного кругозора учащихся школы, подготовка к участию школьников в олимпиадах по русскому языку, литературе и журналистике.

Методист ГИМК                                                                                         /Гуляева В.И./

Зам. директора по УМР МОУ СОШ № 2                                                 /Колосова Н.Е./

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2                         /Полтавская О.Г./

 

Программа кафедры «Одаренные дети»

русский язык и литература

Пояснительная записка.

              Данная программа предусматривает отбор и углубленную подготовку учащихся школы по русскому языку и по литературе, а также включает отдельные темы смежных дисциплин, такие как «Словесность», «Стилистика», «Основы журналистского мастерства». Цель курса заключается в повышении лингвистической, литературоведческой культуры учащихся, выработке у них грамотного письма и формирование навыков лингвостилистического анализа художественного текста. Программа предусматривает развитие творческих способностей детей, чувства языкового вкуса, воспитание читательской культуры, любви к родному языку и литературе как важнейшему достоянию науки. Более конкретными целями программы являются следующие:

    1. оказание практической помощи учащимся и учителям – словесникам в подготовке к олимпиадам;
    2. консультации по наиболее сложным вопросам курса в ходе подготовки к выпускным и вступительным экзаменам;
    3. расширение языкового и литературного кругозора учащихся посредством знакомства с наиболее яркими публикациями научно-методических и художественных журналов, встреч с интересными людьми, журналистами «ГК», МТК ГК, поэтами, исполнителями бардовской песни, работниками ЦГБ, сотрудничество с газетой «Горячий Ключ».

 

Русский язык

1. Место русского языка в современном мире: этно-лингвистическая ситуация- Россия и «новое» зарубежье. «Р. Сл.» №6, 2000г.

Словесность.

Лексическое богатство русского языка. Стилистическое употребление синонимов. Текстовые синонимы.

Литература.

1. Художественный мир писателя.

2. Совершенствование навыков грамотного письма: правописание производных предлогов, союзов, частиц.

Стилевая принадлежность текста. Стилистические функции служебных частей речи.

2. Разговор с произведением:

-писатель и читатель

-способы выражения авторской позиции

-способы постижения в различных видах искусства.

3,4.Различение частиц НЕ-НИ

Тип речи.

Семантико-стилистические особенности употребления глаголов. Переносное употребление форм времени. Ошибки, связанные с нарушением видо-временных форм.

3. Анализ произведения малой эпической формы (рассказы): отзыв, рецензия, литературно-критическая статья.

4. Словесно-изобразительные средства. Виды тропов.

5,6.Правописание НЕ с различными частями речи.

Образная функция имен прилагательных, экспрессивная роль числительных и местоимений.

Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.

5. Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание, бессоюзие, многосоюзие.

6. Анализ лирического произведения. Образ автора и лирический герой.

7. О –Е после шипящих.

 

Изобразительные возможности имени существительного.

7. Звукопись в художественной речи, звук и смысл. Смысловая функция звукописи.

8. Дефис в словах и между словами.

Морфема как значимая часть слова. Изобразительные ресурсы русского словообразования.

8. Стихотворные размеры и их ритмико-мелодические особенности.

9. Правописание наречий.

Изобразительные функции наречий.

9. Рифма. Виды рифм. Строфа. Белые стихи. Рифмованная проза.

10.Внимание: строчная – прописная.

Изобразительные возможности средств письма.

10.Особенности сочинения-эссе.

 

11.Особенности русского синтаксиса. Трудные случаи различения однородных и неоднородных определений.

Стилистическое использование повествовательных, побудительных, вопросительных предложений.

11.Сочинение – анализ эпизода.

12.Внимание: союз И.

Семантико-грамматические свойства односоставных предложений.

12.Сочинение – сравнительная характеристика героев.

13.Вводные и вставные конструкции.

 

13.Сравнительный анализ поэтических текстов.

14-Обособленные члены предложений.

15.(2 часа).

Стилистические возможности причастного и деепричастного оборотов. Предупреждение ошибок в их употреблении.

14-Композиция сочинения.

15.Сочинение в нетрадиционном жанре.

16.Пунктуация при прямой речи.

Речевая характеристика героя.

16.Сочинение – характеристика литературного героя.

17.Способы цитирования. Особенности оформления цитат.

Требование к цитированию. Употребление эпиграфа.

17.Типичные ошибки при написании сочинения.

18.Трудные случаи пунктуации в сложносочиненных предложениях.

Семантико-стилистическая роль союзов.

18.Анализ лучших образцов сочинений (Лучшие сочинения выпускников 2000, 2001 года).

19.Трудные случаи пунктуации в сложноподчиненных предложениях.

Способы передачи сравнения в языке. (Знаки препинания при сравн. обороте.)

19.Редактирование. Совершенствование написанного.

20-Знаки препинания в бессоюзном сложном

21.предложении

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаков в бессоюзном сложном предложении.

20-Обзор содержания.

21.

22.Сложное многокомпонентное предложение(схемы предложений, особенности пунктуации)

Как работать над текстом произведения и другими источниками: - О.Ю.Богданова. «От выпускного к вступительному».

22.Литературно-художественные журналы (наиболее интересные публикации)

23-Сочетание знаков препинания.

24.Индивидуально-авторские особенности

синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

 

23-От выпускного к вступительному:

24.примерные критерии оценки устных и письменных работ.

-тестирование

-вариант вопросов по русскому языку и литературе, предлагаемых на вступительных экзаменах

-варианты диктантов, предлагаемых в различных ВУЗах.

 

Литература.

  1. Д.А.Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗы. Орфография. Пунктуация. М., Просвещение, 1997г.
  2. Н.И.Ткаченко. «300 диктантов для поступающих в ВУЗы».
  3. Н.И.Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка 1,2 части.
  4. О.Ю.Богданова и др. «Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному», М., Просвещение, 1997г.
  5. Г.М.Шипицина и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика . М., Просвещение, 1997г.
  6. С.И.Львова. Уроки словесности. М., Дрофа 1997г.
  7. А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. М., Просвещение, 1997г.
  8. Н.Я.Паскевич. Уроки мастеров слова. Краснодар, 2000г.
  9. Т.А.Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М., Просвещение, 2000г.
  10. М.Мещерякова. Сочинение. Секреты успеха. Айрис-Пресс, М., 2000г.
  11. Журналы «Русская словесность», приложение «Литература».
  12. Материалы ЕГЭ. Тестовые задания. М., Просвещение., 2001г.
  13. Русский язык. Пособие по тестированию (варианты централизованного тестирования). М., 2001, 2002 год.
  14. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник., М. 2002г.
  15. Рахимкулова и др. Пособие для подготовки к централизованному тестированию. Лексика. Грамматика. Стилистика. Ростов – на –Дону. «Феникс», 2002г.
  16. М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. Айрис-Пресс. М., 2001г.

 

 

 

Hosted by uCoz