Программа кафедры «Одаренные дети»
по русскому языку и литературе
Составитель –Климова Н.В.,учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Горячий Ключ, 2006 год
Рецензия.
Программа кафедры, составленная Климовой Н.В., предусматривает углубленную подготовку учащихся по русскому языку и литературе.
Программа также включает темы смежных дисциплин, таких как «Стилистика речи» , «Журналистика» и т.д.
Данная программа направлена на освоение литературной культуры, грамотного письма; воспитание любви к родному языку и литературе, а также развитие творческих способностей детей.
Программа кафедры способствует расширению языкового и литературного кругозора учащихся школы, подготовка к участию школьников в олимпиадах по русскому языку, литературе и журналистике.
Методист ГИМК /Гуляева В.И./
Зам. директора по УМР МОУ СОШ № 2 /Колосова Н.Е./
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 /Полтавская О.Г./
Программа кафедры «Одаренные дети»
русский язык и литература
Пояснительная записка.
Данная программа предусматривает отбор и углубленную подготовку учащихся школы по русскому языку и по литературе, а также включает отдельные темы смежных дисциплин, такие как «Словесность», «Стилистика», «Основы журналистского мастерства». Цель курса заключается в повышении лингвистической, литературоведческой культуры учащихся, выработке у них грамотного письма и формирование навыков лингвостилистического анализа художественного текста. Программа предусматривает развитие творческих способностей детей, чувства языкового вкуса, воспитание читательской культуры, любви к родному языку и литературе как важнейшему достоянию науки. Более конкретными целями программы являются следующие:
Русский язык 1. Место русского языка в современном мире: этно-лингвистическая ситуация- Россия и «новое» зарубежье. «Р. Сл.» №6, 2000г. |
Словесность. Лексическое богатство русского языка. Стилистическое употребление синонимов. Текстовые синонимы. |
Литература. 1. Художественный мир писателя. |
2. Совершенствование навыков грамотного письма: правописание производных предлогов, союзов, частиц. |
Стилевая принадлежность текста. Стилистические функции служебных частей речи. |
2. Разговор с произведением: -писатель и читатель -способы выражения авторской позиции -способы постижения в различных видах искусства. |
3,4.Различение частиц НЕ-НИ |
Тип речи. Семантико-стилистические особенности употребления глаголов. Переносное употребление форм времени. Ошибки, связанные с нарушением видо-временных форм. |
3. Анализ произведения малой эпической формы (рассказы): отзыв, рецензия, литературно-критическая статья. 4. Словесно-изобразительные средства. Виды тропов. |
5,6.Правописание НЕ с различными частями речи. |
Образная функция имен прилагательных, экспрессивная роль числительных и местоимений. Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов. |
5. Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание, бессоюзие, многосоюзие. 6. Анализ лирического произведения. Образ автора и лирический герой. |
7. О –Е после шипящих.
|
Изобразительные возможности имени существительного. |
7. Звукопись в художественной речи, звук и смысл. Смысловая функция звукописи. |
8. Дефис в словах и между словами. |
Морфема как значимая часть слова. Изобразительные ресурсы русского словообразования. |
8. Стихотворные размеры и их ритмико-мелодические особенности. |
9. Правописание наречий. |
Изобразительные функции наречий. |
9. Рифма. Виды рифм. Строфа. Белые стихи. Рифмованная проза. |
10.Внимание: строчная – прописная. |
Изобразительные возможности средств письма. |
10.Особенности сочинения-эссе.
|
11.Особенности русского синтаксиса. Трудные случаи различения однородных и неоднородных определений. |
Стилистическое использование повествовательных, побудительных, вопросительных предложений. |
11.Сочинение – анализ эпизода. |
12.Внимание: союз И. |
Семантико-грамматические свойства односоставных предложений. |
12.Сочинение – сравнительная характеристика героев. |
13.Вводные и вставные конструкции. |
13.Сравнительный анализ поэтических текстов. |
|
14-Обособленные члены предложений. 15.(2 часа). |
Стилистические возможности причастного и деепричастного оборотов. Предупреждение ошибок в их употреблении. |
14-Композиция сочинения. 15.Сочинение в нетрадиционном жанре. |
16.Пунктуация при прямой речи. |
Речевая характеристика героя. |
16.Сочинение – характеристика литературного героя. |
17.Способы цитирования. Особенности оформления цитат. |
Требование к цитированию. Употребление эпиграфа. |
17.Типичные ошибки при написании сочинения. |
18.Трудные случаи пунктуации в сложносочиненных предложениях. |
Семантико-стилистическая роль союзов. |
18.Анализ лучших образцов сочинений (Лучшие сочинения выпускников 2000, 2001 года). |
19.Трудные случаи пунктуации в сложноподчиненных предложениях. |
Способы передачи сравнения в языке. (Знаки препинания при сравн. обороте.) |
19.Редактирование. Совершенствование написанного. |
20-Знаки препинания в бессоюзном сложном 21.предложении |
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знаков в бессоюзном сложном предложении. |
20-Обзор содержания. 21. |
22.Сложное многокомпонентное предложение(схемы предложений, особенности пунктуации) |
Как работать над текстом произведения и другими источниками: - О.Ю.Богданова. «От выпускного к вступительному». |
22.Литературно-художественные журналы (наиболее интересные публикации) |
23-Сочетание знаков препинания. 24.Индивидуально-авторские особенности синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. |
23-От выпускного к вступительному: 24.примерные критерии оценки устных и письменных работ. -тестирование -вариант вопросов по русскому языку и литературе, предлагаемых на вступительных экзаменах -варианты диктантов, предлагаемых в различных ВУЗах. |
Литература.