Открытый урок для Президента  России

 Исаева Дина Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ№2

 

2 марта 2008 года в нашей стране пройдут очередные выборы президента.

       Это событие касается всех граждан государства. В настоящее время одной из проблем любой предвыборной кампании является низкая активность граждан. Многие не понимают, что  отказ участвовать в голосовании – это неиспользование своего избирательного права, данного нам Конституцией России. Очень важно, чтобы понимание этого было не только у взрослого населения, но и у граждан, не достигших совершеннолетия. Поэтому разговор о системе управления государством, правах и обязанностях граждан нужно начинать как можно раньше. Автором предлагается разговор о выборной кампании провести на уроке внеклассного чтения «Авторские сказки».

       В период, когда в стране реализуется Приоритетный национальный проект «Образование», происходит Модернизация образования, в школы поступает новое  современное оборудование, каждый урок учитель должен строить с использованием современных средств обучения, современных технологий. Свой урок автор строит в соответствии с технологией деятельностного метода, разработанной Л.Г. Петерсон. Выполнены все требования этой технологии. Автор предлагает использовать на уроке интерактивную доску «Hitachi», используются собственные ресурсы доски и презентация.

 Автор планирует решить на уроке следующие цели:

·        Познакомить  учащихся с системой выборной кампании

·        Систематизировать знания учащихся о героях авторских литературных сказок (Д. Родари «Приключения Чипполино», А. Толстой «Приключения Буратино»)

·        Развивать умение анализировать, сравнивать, находить лишнее, систематизировать, устанавливать соответствие, желание находить самостоятельно новое знание

·         Воспитывать понимание необходимости выполнения гражданского долга

·        Развивать умение работать в паре, в группе

Основной метод построения урока – деятельностный.

       Автор предлагает использовать для решения этих целей следующие формы :  пресс-конференцию, постановку затруднения, фронтальную беседу, работу  в группах, работу в парах,  тестирование.

       В  конце урока проводится рефлексия, когда каждый ребенок анализирует, что нового он узнал на уроке для себя, где и когда ему пригодится это знание.

      Основным затруднением, которое учащиеся решают на уроке, является построение системы выборной кампании. Но, по мнению автора, в качестве затруднения можно было выбрать  и другую проблему, например,  процедуру голосования, кандидатуру  кандидата в президенты, проведение агитационной кампании, составление предвыборной программы и т.д.

 

 

Конспект «Открытого урока для Президента России»

1.     Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 минуты)

Целью первого этапа моего урока является  мотивирование  (самоопределение) учащихся к учебной деятельности.

 

Учитель: Какое событие произойдёт в нашей стране 2 марта 2008 года?

·        2 марта  этого года у нас в стране пройдут выборы Президента.

Имеет ли это событие какое-то отношение к вам, ученикам?

·        Да, потому что мы – граждане России,

·        наши родители будут голосовать на выборах

А хотели бы и вы сами поучаствовать  в выборах? Почему?

·        Хотим, как и родители, высказать своё мнение,

·        это интересно – опускать бюллетень в  урну для голосования,

·        хочу  когда-нибудь сам стать Президентом страны

 

2.     Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 минут)

На этом этапе урока главное:

1)     воспроизвести и зафиксировать ЗУНы, достаточные для построения нового  способа действия;

2)     активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (анализ, синтез, классификация, , группировка);

3)     актуализировать норму пробного действия (надо-хочу-могу)

4)     организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на применение нового способа

5)     зафиксировать возникшие затруднения в выполнении пробного действия или его обоснование:

 

 

Сегодня у нас будет возможность  поучаствовать в выборах.  Представим себе, что мы – жители Страны сказок. В этой стране – предвыборная кампания, все готовятся к выборам Президента Страны сказок. Как вы думаете, что мы должны обсудить, чтобы быть грамотными участниками выборов?

·        Кто может стать Президентом?

·        Какими качествами характера должен обладать будущий Президент?

·        Как правильно организовать процедуру проведения выборов?

·        Какие есть права  у избирателя?

Кто такой президент?

·        Дети высказывают своё мнение – подходим к выводу: президент – это взрослый человек, не младше 35 лет, гражданин этой страны, который принимает решения по управлению государством, его выбрали большинство граждан страны на эту должность. (Применяется интерактивная доска)

Каких вы знаете президентов?

·        Дети называют фамилии известных людей – определяем, являются ли они президентами

Найдите лишнюю фамилию: Путин, Саркази, Елизавета, Буш.

·        Могут быть разные ответы: Елизавета, потому, что она женщина; Елизавета, потому, что она не президент, а королева. (Применяется интерактивная доска)

Чем Президент лучше короля?

·        Добрый и честный король тоже может быть прекрасным главой государства. Но если подданным не повезёт и из какого-нибудь невоспитанного принца вырастет упрямый и драчливый тиран, тут уж и до революции недалеко. А революция - жуткое дело. Ещё опаснее, чем король-тиран. Так что плохой король гораздо хуже неудачного Президента. Ведь король правит страной всю свою жизнь, а Президента выбирают только на четыре года. Четыре года, в крайнем случае, можно и потерпеть.

 

Определите, президентом какой страны являются эти люди:

Джордж Буш

Франция

Владимир Путин

Америка

  Николя Саркази

Россия

(Применяется интерактивная доска)

 

Чтобы обсудить то, что вам еще осталось непонятным, проведем пресс-конференцию. Для этого мы должны выбрать экспертов – людей, которые в чем-то хорошо разбираются, в данном случае –избирательная комиссия. Кого бы вы предложили в ее члены? (выбираем из приглашенных специально на урок родителей)

Дети задают им заготовленные заранее вопросы, избирательная комиссия отвечает, их ответы мы обсуждаем, дополняем.

Может ли Президент сам придумывать законы?

Ø     Президент обладает правом законодательной инициативы. Это значит, что Президент может придумать проект нового закона и имеет право предложить Государственной Думе принять этот закон. Существуют записанные в Конституции правила, по которым в нашем государстве должны приниматься федеральные законы. Все новые федеральные законы начинают действовать или, как ещё говорят, вступают в силу только после того, как их сначала примут депутаты Государственной Думы, потом одобрят члены Совета Федерации, а затем подпишет и обнародует Президент.

 Почему иностранцам нельзя участвовать в выборах Президента России?

Ø     Потому что выборы Президента - это внутреннее дело нашего государства. Только граждане Российской Федерации имеют право участвовать в этих выборах, а граждане других государств могут только смотреть, как мы это делаем. Вмешиваться в наши внутренние дела они не имеют права.

Можно ли подсказывать Президенту?

Ø     Да, можно. Президент не стесняется спрашивать, если он чего-то не знает или в чём-то не уверен. Лучшие специалисты в самых разных делах всегда готовы дать главе государства полезный совет. Некоторые из них так и называются - советники и помощники Президента Российской Федерации. А ещё Президент советуется с учёными, писателями, бизнесменами. И с простыми людьми, потому что они лучше всех знают, в чём сами нуждаются.

Может ли главе государства прийти в голову неправильная мысль?

Ø     Может. И тогда Президент обязан немедленно выкинуть её из головы. А если говорить всерьёз, то глава государства, как и любой человек, может ошибиться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И хотя ошибки президентов иногда обходятся государствам очень дорого, ещё опасней, когда глава государства искренне верит, что он всегда прав, и поэтому ни с кем не советуется.

Может ли Президент вмешиваться в нашу личную жизнь?

Ø     Ни Президент, ни государство целиком не имеют права вмешиваться в личную жизнь взрослого человека и его детей, говорить им, какую одежду носить, какую музыку слушать и какие книжки читать. Как раз Президент и обязан следить, чтобы государство даже не пыталось мешать гражданам, - если, конечно, они не нарушают закон. Только в исключительных ситуациях, когда Президент вводит военное или чрезвычайное положение, государству разрешается ограничивать некоторые права граждан.

Как узнать, справляется ли Президент со своей работой?

Ø     Если однажды ты услышишь, прочитаешь или увидишь, что про Президента с утра до вечера говорят одно и то же: восхищаются им, восхваляют его, твердят, что он великий и прекрасный, незаменимый и непогрешимый, - знай: Президент не справился со своей работой, случилась беда и в твоей стране больше нет свободы слова. А значит, нет и демократии.

Кто для Президента важней: один человек или всё государство?

Ø     На первый взгляд может показаться, что государство важнее, чем один человек, но это, как ни странно, неправильно. Ведь государство и нужно человеку только для того, чтобы защищать и охранять его права. Никакие, даже самые красивые и заманчивые, идеи и цели не могут оправдать нарушение государством прав и свобод граждан. Вот поэтому Президент и должен следить, чтобы не нарушалась Конституция, Основной закон нашего государства, в которой сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".Но не только у государства, у каждого человека и гражданина, даже если он пока ещё школьник, есть обязанности, о которых сказано в Конституции. Президент, конечно, должен следить, чтобы каждый человек выполнял эти свои обязанности. Но, естественно, не только Президент, человек и САМ ДОЛЖЕН СЛЕДИТЬ за собой, за тем, чтобы не преступать Закон и не нарушать права других граждан.

Обязательно ли идти на выборы?

Ø     Каждый гражданин страны имеет право высказать свое мнение о том, кого бы он хотел видеть на месте президента, с чьей точкой зрения на управление страной он согласен, ведь тогда получается, что президент действует от имени  этого своего избирателя. Гражданский долг каждого гражданина – высказать свое мнение на выборах. Конечно, можно и не голосовать, но тогда человек теряет свое право участвовать в управлении государством.

 

 

 

Почему мы сейчас говорили о том, кто может стать президентом, каким он должен быть, как президент управляет государством?

·        Мы сегодня – жители сказочной страны, будем выбирать ее президента

Можем ли мы ее начать?

·        Попробуем.

Ну, что же, попробуйте составить план наших действий, восстановив последовательность мероприятий предвыборной и выборной кампании:

Агитационная кампания

Создание избирательной комиссии

Выборы

Регистрация кандидатов

Составление предвыборной программы кандидатами

Выдвижение кандидатов

Подсчет результатов голосования

(Применяется интерактивная доска)

Дети, работая в парах,  составляют план – что  и в каком порядке мы должны сделать, чтобы выбрать президента сказочной страны.

Озвучивают свои варианты.   Какие трудности вы испытывали, когда составляли свой план?

·        Мы не знаем, как это происходит по-настоящему.

 

 

3.     Выявление места и причины затруднения.

Выявляем место затруднения:

 -Какое задание вы выполняли?

 -Каким способом?

 -Что сделали сначала, потом?

-Где возникло затруднение?

Выявляем причину:

-Почему здесь возникло затруднение?

 

4.     Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Цель следующего этапа урока - построить проект выхода из затруднения.

-Какую же цель нам надо поставить? Определить, в каком именно порядке будем проводить выборы.

Как мы можем это сделать?

·        Можем порассуждать, спросить у родителей,  найти информацию в литературе, Интернете.

 

5.     Реализация построенного проекта.

Цель:

1)     организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2)      зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках (с помощью эталона)

3)     организовать решение исходной задачи, данной  для пробного действия и зафиксировать преодоление  затруднения;

4)     уточнить общий характер нового знания.

Делимся на группы:

1 группа – рассуждает самостоятельно

2 группа – по осенним выпуска газеты «Горячий Ключ» восстанавливает порядок этапов выборной кампании

3 группа – спрашивает совета у родителей

 

Фиксируем построенную последовательность мероприятий. Выясняем, что затруднение сняли, проблему решили, можем приступать  к выборам. Учитель: Итак, свои кандидатуры представляют на наше обсуждение два литературных героя – Буратино и Чиполлино.

Достойны ли они быть президентами по своим качествам характера?

·        Дети устно составляют характеристику героев, приводя в пример их положительные и отрицательные качества.

Давайте поможем составить им предвыборную программу. Все вы к этому уроку прочитали произведения Джанни Родари и Алексея Толстого, помните, какие события происходили с героями, продумайте, что они могут предложить в качестве своих действий, которые они предпримут, если станут президентом.

 Дети делятся на группы по 4-5 человек. Несколько групп составляют программу для Буратино, несколько – для Чиполлино. Затем  вместе обсуждаем, составляем единую программу.

Программа создана. Зарегистрирует ли избирательная комиссия этих кандидатов? (Спрашиваем у комиссии, созданной из родителей.) Комиссия отказывает, так как им нет еще 35 лет.

Дети должны выступить в защиту героев. Они приводят такие доводы, например, сказке про Буратино более 100 лет, про Чиполлино – около 50; закон об ограничении возраста есть в реальных странах, а мы в сказочной стране.

 Комиссия соглашается, регистрирует кандидатов.

По всем правилам у нас должна пройти агитационная кампания.

Дети работают по группам, придумывая агитационные слоганы.

Наступает процедура выборов. Детям раздаются избирательные бюллетени, в которых они помечают крестиком одного из кандидатов, бросают бюллетени в урну для голосования. Избирательная комиссия подсчитывает голоса, объявляет победителя выборов.

 

 

6.     Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1)     выявить границы применимости нового знания

2)     повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Для реализации этой цели я предлагаю организовать такое задание, в котором новое знании е связывается с реальной жизнью.

 

Повторим еще раз процедуру проведения выборной кампании.

А кто-нибудь из вас хочет  в будущем стать президентом нашей страны?

Давайте попробуем определить, готовы ли вы к этому,  над чем надо поработать. Проходит тестирование. Каждое задание сразу комментируется. (Применяется презентация)

 

Помнишь ли ты, когда дни рождения у твоих мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры или брата?

 

А.

Помню.

Помню.

 

Б.

Не помню, но сейчас спрошу и запишу, чтобы не забыть.

Не помню, но сейчас спрошу и запишу, чтобы не забыть.

 

В.

Мне это помнить не обязательно. Сами напомнят.

Мне это помнить не обязательно. Сами напомнят.

 

Г.

Где-то у меня записаны их дни рождения, но где - уже не помню.

Где-то у меня записаны их дни рождения, но где - уже не помню.

 

Комментарий: Хорошо, что ты записал, когда дни рождения у твоих родных. А то, что записи потерялись, - не страшно. Это можно исправить - записать заново. Ты собираешься стать президентом и защищать интересы и права всех своих сограждан. У тебя уже сегодня есть возможность проявить внимание к тем, кто живет рядом, - к членам твоей семьи. Потренируйся.

 

Представь себе, что тебя попросили честно разделить что-нибудь между твоим лучшим другом и совсем незнакомыми тебе людьми. Как ты поступишь?

 

А.

Открыто вручу другу намного больше, чем остальным. Он же мне друг!

Открыто вручу другу намного больше, чем остальным. Он же мне друг!

 

Б.

Тихонько передам другу чуть-чуть больше, чтобы незнакомые не обиделись.

Тихонько передам другу чуть-чуть больше, чтобы незнакомые не обиделись.

 

В.

Дам своему другу меньше всех, чтобы все видели какой я честный.

Дам своему другу меньше всех, чтобы все видели какой я честный.

 

Г.

Разделю поровну.

Разделю поровну.

 

Комментарий: Правильный  ответ – разделю поровну.  И, конечно, не потому что тебе не дорог друг, а потому, что у тебя есть чувство справедливости. Тому, кто собирается стать президентом огромной страны, без чувства справедливости нельзя.

 

 

 

Представь себе, что твои друзья собрались в кинотеатр, но не могут выбрать, на какой фильм пойти. Все обращаются к тебе: "Выбери, какой нам фильм посмотреть". А ты тоже не знаешь, какой фильм лучше. Как ты поступишь?

 

А.

Честно признаюсь, что не знаю, какой фильм лучше.

Честно признаюсь, что не знаю, какой фильм лучше.

 

Б.

Откажусь делать выбор, чтобы не быть виноватым, если фильм окажется неудачным.

Откажусь делать выбор, чтобы не быть виноватым, если фильм окажется неудачным.

 

В.

Предложу одноклассникам не ходить в кино, а просто погулять.

Предложу одноклассникам не ходить в кино, а просто погулять.

 

Г.

Постараюсь сделать правильный выбор и пойду с друзьями в кино.

Постараюсь сделать правильный выбор и пойду с друзьями в кино.

Комментарий: Наверняка, прежде чем сделать выбор, ты постараешься как можно больше узнать о каждом из этих фильмов и только после этого возьмёшь на себя ответственность и примешь решение. Умение брать на себя ответственность - очень важное качество для того, кто собирается стать главой государства.

 

 

Сможешь ли ты двумя пальцами одной руки сжать обычную прищепку, с помощью которой мама вешает выстиранное бельё? Если да, то как долго сможешь ты продержать эту прищепку двумя пальцами в сжатом состоянии?

 

А.

Смогу сжать и продержать целый час.

Смогу сжать и продержать целый час.

 

Б.

Смогу сжать и продержать  20 минут.

Смогу сжать и продержать 20 минут.

 

В.

Смогу сжать и продержать  10 минут.

Смогу сжать и продержать 10 минут.

 

Г.

Сжать смогу, а как долго смогу продержать - не знаю, не пробовал.

Сжать смогу, а как долго смогу продержать - не знаю, не пробовал.

 

Комментарий:  Попробуй провести опыт с прищепкой, и ты убедишься, что продержать сжатую прищепку двумя пальцами дольше одной-двух минут почти невозможно. Иногда то, что кажется совсем лёгким и простым, на деле оказывается очень трудным и сложным. Настоящую уверенность в своих силах обретает только тот, кто умеет их трезво оценивать.

 

 

Представь себе, что ты, уже президент России, в 16 часов по московскому времени звонишь по государственному делу мэру Владивостока. С какой фразы лучше начать разговор.

 

А.

Добрый день, господин мэр!

Добрый день, господин мэр!

 

Б.

Доброе утро, господин мэр!

Доброе утро, господин мэр!

 

В.

Добрый вечер, господин мэр!

Добрый вечер, господин мэр!

 

Г.

Здравствуйте, господин мэр!

Здравствуйте, господин мэр!

Комментарий: Верный ответ – «Здравствуйте!»  Начать разговор с приветствия "Добрый день" или "Доброе утро" было бы неправильно. Ведь когда в Москве день, во Владивостоке уже вечер. Но даже если ты ещё не изучал на уроках географии часовые пояса, ты всё равно сумел выйти из трудного положения. Проявил смекалку. Тому, кто собирается стать президентом, нужно очень много разных знаний, но ещё нужнее ему смекалка

 

 

 

Тебе, президенту России, предложили наградить талантливого школьника, который недавно сделал важное для кораблестроения открытие - доказал, что на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной этим телом жидкости. Какое решение ты примешь

 

А.

Поручишь взрослым учёным проверить, действительно ли выталкивающая сила существует, и если да, то вручишь школьнику государственную премию.

Поручишь взрослым учёным проверить, действительно ли выталкивающая сила существует, и если да, то вручишь школьнику государственную премию.

 

Б.

Предложишь школьнику сначала окончить школу и стать взрослым, а потом уже получить государственную награду за своё открытие.

Предложишь школьнику сначала окончить школу и стать взрослым, а потом уже получить государственную награду за своё открытие.

 

В.

Наградишь школьника тайно и засекретишь его открытие, чтобы другие государства о нём не узнали.

Наградишь школьника тайно и засекретишь его открытие, чтобы другие государства о нём не узнали.

 

Г.

Предложишь школьнику открыть ещё что-нибудь, чтобы получить награду за какое-нибудь новое открытие.

Предложишь школьнику открыть ещё что-нибудь, чтобы получить награду за какое-нибудь новое открытие.


Комментарий: Ты, конечно, сразу догадался, что выталкивающая сила, которую открыл талантливый школьник, - это архимедова сила, которую уже давным-давно открыл Архимед, поэтому государственную премию школьнику пока давать не стоит. Пусть сначала откроет какой-нибудь ещё никем до него не открытый закон природы, тогда и получает награду. Как видишь, главе государства могут неожиданно понадобиться знания из самых разных областей науки.

 

 

Представь себе, что ты, президент России, пригласил на завтрак арабского шейха, чтобы выпить с ним чашечку кофе и обсудить мировые цены на нефть. Чем стоит угощать шейха? Что подать к кофе?

 

А.

Бутерброды с ветчиной и фрукты.

Бутерброды с ветчиной и фрукты.

 

Б.

Яичницу с беконом и коржики.

Яичницу с беконом и коржики.

 

В.

Ватрушки с сыром и бублики.

Ватрушки с сыром и бублики.

 

Г.

Жареного поросёнка с хреном.

Жареного поросёнка с хреном.

 

 

Комментарий:  У разных народов разные религии, обычаи и традиции. В том числе и в еде. Например, арабский шейх - мусульманин, и он ни за что не сядет есть ни бутерброды с ветчиной, ни яичницу с беконом, ни поросёнка с хреном. Глава любого государства должен, во-первых, знать, а, во-вторых, уважать обычаи и верования других народов. Иначе он может поставить себя в неловкое положение.

 

Ты, президент России, в 2025 году будешь иметь возможность поздравить граждан своей страны...

 

А.

... с трёхсотлетием со дня рождения А.С. Пушкина.

... с трёхсотлетием со дня рождения А.С. Пушкина.

 

Б.

... с двухсотлетием Куликовской битвы.

... с двухсотлетием Куликовской битвы.

 

В.

... с восьмидесятилетием победы в Великой Отечественной войне.

... с восьмидесятилетием победы в Великой Отечественной войне.

 

Г.

... с трёхсотлетием города Петербурга.

... с трёхсотлетием города Петербурга.

 

Комментарий:  Тебе, конечно, известно, что Куликовская битва была в 1380 году, Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года, а празднование трёхсотлетия Петербурга уже состоялось в 2003 году. Это значит, что ты интересуешься историей России и понимаешь, что будущему президенту без знания истории своей страны никак нельзя

 

 

7.     Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

 

-Чему научились на этом уроке?

-Где эти знания можно применить?

Каким способом учились? Учащиеся перечисляют этапы учебной деятельности: выполняли пробное действие, выясняли, что не получается, поставили цель и т .д.

 

 

Домашнее задание :  узнайте из разных источников, какие кандидаты баллотируются на пост президента России в этом году? Что они хотят сделать для России, если станут президентом?  Понаблюдайте за их выступлениями в средствах массовой информации. Побеседуйте с родителями, кто из кандидатов ближе им по своему мировоззрению?

 

 

Данный урок составлен в соответствии с одной из современных технологий, используемых в обучении учащихся начальных классов – в технологии деятельностного метода. Этим объясняется предложенная структура урока.

По мнению автора, использование данной технологии регулярно  дает высокие результаты  обученности, качества знаний, уровня развития психических процессов,  развивает умение применять знания в реальной жизни, получать знания самостоятельно.

Узнав о системе выборной кампании в такой форме, когда дети сами установили последовательность этапов кампании, они с большим интересом будут наблюдать как это реализуется в нашей стране, стимулируют родителей к выполнению своего избирательного права, в будущем станут активными участниками выборных кампаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz